Пособие преподавателю
Пособие преподавателю
Материалы сайта запрещено использовать где бы то ни было без согласия автора (alexmou at lab127.karelia.ru)




Пособие преподавателю или Как разговаривать с родителями студентов?



Каждый из нас время от времени лично сталкивается с реакцией родителей на плохую учебу их сыновей (дочерей) в университете.

Участники процесса:
Дети - студенты 1-6 курса
Родитель-проситель - родственник дитенка, желающий улучшить формальные показатели успеваемости последнего
Препод - лицо (чаще всего из ППС), которое вело занятия у нерадивого(ой)
Деканат - администрация детского сада (с выделением карающей и милующих ветвей власти)

Мизансцена:
Дите плохо посещало занятия в семестре, не выполнило весь объем лабораторных и практических работ, из-за чего экзамен в срок не сдан, зачет не получен.
Звонок домой (или по мобильному телефону) преподавателю от родителя с просьбой встретиться и обсудить ситуацию о внеочередной возможности его чаду пересдать предмет.

Правило ©1: постараться не встречаться с родителями, чревато ослаблением бдительности и совести.



Рекомендуемый преподавателю метод ведения переговоров

Этап 0.

Дать выговориться звонящему и произнести фразу "Вы ставите меня в неудобное положение, поскольку всяческие контакты между родителями и преподавателями запрещены". (И это действительно так, например, в Карнеги-Меллон университете это записано даже в контракте каждого препода). Ключевая фраза нужна для обеспечения официальности всего дальнейшего разговора и пресечения возможных попыток "замазать дело портвейном".

Этап 1. Описание ситуации

На этот момент родитель имеет достаточно однобокую информацию о состоянии дел, полагаясь только на слова ребенка, которому, несомненно, он должен доверять.
Для того чтобы облегчить дальнейшие переговоры, преподу рекомендуется описать возникшую ситуацию: (. . . не посетил 37% занятий, не участвовал в семинарах, завалил два промежуточных зачета, коллеги говорят, что он и у них по предметам плохо успевает . . .). Иногда только перечисление всей крамолы приводит к окончанию разговора (10% звонков). В общем, сильная сторона должна использовать этап 1, чтобы подвести родителя к основной мысли этапа 2.

Этап 2. Кто виноват?!

Само собой, есть ситуации, когда виноват препод. Но такие ситуации рассматриваются деканатом отдельно и выходят за рамки данного пособия.
На втором этапе необходимо произнести только одну фразу "Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что практически вся вина лежит на самом ребенке, поскольку он давно уже не ребенок, а прямоходящий homo erectus" (латынь хорошо подавляет боевой дух собеседника). И сразу же переходим к этапу 3.

Этап 3. Если не я герой, то кто же?!

"И я, и коллеги предоставляли в семестре и после него много возможностей пересдать зачет (экзамен), деканат всячески призывал к этому, понимая, что ему приходится много работать, параллельно учиться, в срочном темпе ликвидировать задолженности и пр.". Тут нужно добавить немного похвалы, иначе родитель рискует разреветься. И обязательно привести конкретный пример своего движения к консенсусу (я специально приезжал в холодный корпус в лесу ради него, перенес занятия, пришел невыспавшимся, пропустил вечеринку и т.д.) и/или чужого (по другому предмету их даже собирали кучками и высаживали в лунки, давая прикорм).

Этап 4. Примирительный

Еще раз выслушав уже неактивную просьбу родителя, можно обмолвиться, что у вас деканат очень либеральный, и на вашей памяти уже было много случаев, когда недостойные продолжали обучение на факультете. Всего-то и надо - позвонить декану или другому ответственному за сердобольность (добавить им положительных эмоций от совершения праведных дел) и попросить от имени и по поручению отнестись к их чаду, как к отпрыску великой фамилии и позволить дальше учиться (пусть даже и за небольшие деньги). А деканат уж как-нибудь, да разберется потом с неуступчивым преподом.

На моей памяти схема "констатация факта; вина подсудимого и только его; я очень старался, но не получилось; попробуйте обратиться в деканат" ни разу не засбоила (общее количество бесед около 50).

Результатом 10-минутных переговоров по данному пособию является чистая совесть и хорошее настроение преподавателя, поскольку сложной ситуации не случилось и ответственность теперь вся на деканате.

Если моральное состояние все же ухудшилось, значит, был сделан плохой акцент на этап 3, и его надо отрабатывать.





Мощевикин А.П.,
18 января 2009 года


PS: Только я закончил писать этот текст, позвонила очередная "мамаша". И тут-то я порадовался тому, что систематизировал все свои предыдущие знания и умения в этом вопросе. Разговор занял 7 минут (этап 1 был пропущен из-за повторности звонка, а этап 2 усилен моими впечатлениями обсуждения истории долгов данного студента, которая всплыла при последнем посещении деканата).