Пособие преподавателю или Как разговаривать с родителями студентов? Каждый из нас время от времени лично сталкивается с реакцией родителей на плохую учебу их сыновей (дочерей) в университете. Участники процесса: Мизансцена: Правило ©1: постараться не встречаться с родителями, чревато ослаблением бдительности и совести. Рекомендуемый преподавателю метод ведения переговоров Этап 0. Дать выговориться звонящему и произнести фразу "Вы ставите меня в неудобное положение, поскольку всяческие контакты между родителями и преподавателями запрещены". (И это действительно так, например, в Карнеги-Меллон университете это записано даже в контракте каждого препода). Ключевая фраза нужна для обеспечения официальности всего дальнейшего разговора и пресечения возможных попыток "замазать дело портвейном". Этап 1. Описание ситуации На этот момент родитель имеет достаточно однобокую информацию о состоянии дел, полагаясь только на слова ребенка, которому, несомненно, он должен доверять. Этап 2. Кто виноват?! Само собой, есть ситуации, когда виноват препод. Но такие ситуации рассматриваются деканатом отдельно и выходят за рамки данного пособия. Этап 3. Если не я герой, то кто же?! "И я, и коллеги предоставляли в семестре и после него много возможностей пересдать зачет (экзамен), деканат всячески призывал к этому, понимая, что ему приходится много работать, параллельно учиться, в срочном темпе ликвидировать задолженности и пр.". Тут нужно добавить немного похвалы, иначе родитель рискует разреветься. И обязательно привести конкретный пример своего движения к консенсусу (я специально приезжал в холодный корпус в лесу ради него, перенес занятия, пришел невыспавшимся, пропустил вечеринку и т.д.) и/или чужого (по другому предмету их даже собирали кучками и высаживали в лунки, давая прикорм). Этап 4. Примирительный Еще раз выслушав уже неактивную просьбу родителя, можно обмолвиться, что у вас деканат очень либеральный, и на вашей памяти уже было много случаев, когда недостойные продолжали обучение на факультете. Всего-то и надо - позвонить декану или другому ответственному за сердобольность (добавить им положительных эмоций от совершения праведных дел) и попросить от имени и по поручению отнестись к их чаду, как к отпрыску великой фамилии и позволить дальше учиться (пусть даже и за небольшие деньги). А деканат уж как-нибудь, да разберется потом с неуступчивым преподом. На моей памяти схема "констатация факта; вина подсудимого и только его; я очень старался, но не получилось; попробуйте обратиться в деканат" ни разу не засбоила (общее количество бесед около 50). Результатом 10-минутных переговоров по данному пособию является чистая совесть и хорошее настроение преподавателя, поскольку сложной ситуации не случилось и ответственность теперь вся на деканате. Если моральное состояние все же ухудшилось, значит, был сделан плохой акцент на этап 3, и его надо отрабатывать. Мощевикин А.П.,
18 января 2009 года
PS: Только я закончил писать этот текст, позвонила очередная "мамаша". И тут-то я порадовался тому, что систематизировал все свои предыдущие знания и умения в этом вопросе. Разговор занял 7 минут (этап 1 был пропущен из-за повторности звонка, а этап 2 усилен моими впечатлениями обсуждения истории долгов данного студента, которая всплыла при последнем посещении деканата). |